Проперло меня тут на прогон за роллерскую жизнь.
Попользуюсь форумом как черновиком - глядишь, статья получится.
Модераторов прошу пока что не стирать. Кстати, о модераторах. Может, стоит сделать меня модератором?
Интерес к подшипникам как синдром конечной остановки по Паркинсону.
Самая насущная проблема роллера, откатавшего первый сезон - это подшипники.
Первое лето медленного ковыляния, падений и прочих неловкостей на волне начальной эйфории (ролики! новые друзья! ночные!) пролетает незаметно, а потом приобретаешь те же умения, что и остальные и обнаруживаешь, что можно толкаться реже и ехать наравне с остальными исключительно за счет подшипников и колес. И, главное, это гораздо легче, чем работать над техникой. А еще легче - не кататься, а обсуждать методы мытья и смазки подшипников. Так что если вы откатали сезон и живо интересуетесь этим текстом, возможно, вам стоит побольше кататься и поменьше сидеть на форумах.
Первые ролики
Купили фитнес-ролики, немного покатались и слышите странные звуки? Это нормально. Подшипники - расходный материал, а те, что стоят у вас в роликах, и вовсе можно сразу выбрасывать - производитель наверняка поставил какое-нибудь фуфло. Это нормально, обижаться не надо. Если есть настроение, можете сделать вид, что у вас в колесах нормальные подшипники и поиграть в доктора: вымыть их и смазать. Однако см. предыдущий абзац. А вообще бессмертный классик ясно сказал: если скрежет подшипников не заглушает музыку в вашем плейере, смазывать их не надо.
Заклинило (тж. "бензин и вода не смешиваются"
Многие новички думают, что, кинув мокрые подшипники в бензин или уайт-спирит, они выиграют время. Типа подшипнички пока помокнут там, а как время свободное будут - я их почищу.
Через два дня подшипники из бензина вынимаем - а там половину уже намертво заклинило и всё в ржавчине. Почему. Бензин с водой не смешивается (сюрприз!) Вода, которая попала на сепаратор, шарики и кольца подшипников, там и остается. Вот подшипник и ржавеет.
Сопутствующая беда - если подшипники в бензин надолго положить, а потом еще и чистым бензином прополоскать, бензин вымоет из подшипников смазку, а песок останется и заклинит подшипник. Прокрутить его при последующем мытье будет проблематично (не невозможно, просто больше времени уйдет).
Как надо:
1. С подшипников один пыльник снимаем раз и навсегда. Будете ставить обратно в колесо - поставите пустой стороной внутрь, а оставшимся пыльником наружу. Кто не верит, может посмотреть на любые гоночные подшипники для роликов. Там, как правило, один пыльник уже снят.
2. После дождя подшипники вынули из колес, щедро пшикнули внутрь (пыльник-то один убран!) WD-40, "жидкий ключ", TF-2 (покупается в любом авто- или веломагазине), потом уже сложили куда там вы кладете грязные подшипники.
ИЛИ:
2. После дождя подшипники вынули из колес, кинули в бензин, энергично поболтали бутылку (чем дольше, тем лучше), грязь эту слили, налили новый бензин.
3. Теперь у ваших подшипников намного больше шансов не заржаветь, дожидаясь, когда у вас дойдут руки до их чистки.
Что делать с заржавевшими и вставшими подшипниками: пшикаем в заклинивший подшипник WD-40 или TF-2 или капаем любой другой более-менее текучей смазки и терпеливо туда-сюда пытаемся крутить. Главное - терпение и уверенность в себе. Стронутся, родимые, куда они денутся.
- два не всегда лучше чем один
Рельсы всегда блестят
Каждый раз, когда кто-то говорит: "У меня заклинило подшипники, теперь придется покупать новые", рецепт лечения заклина от Мишки-Шишки: надо зайти в лужу поглубже, чтобы в подшипники попало побольше воды, а потом покататься. Действительно, почему бы и нет? Вода - та же смазка, и она, в отличие от густой смазки, очень даже жидкая и быстро проникает в труднодоступные места. Главное - стронуть подшипник. А потом при вращении он сам смажется оставшейся в нем консистентной смазкой.
Поэтому. Возьмите заклинивший подшипник, который не удается раскрутить вручную, пшикните внутрь "жидким ключом" из автомагазина (он же WD-40), добавьте любой жидкой смазки (хоть для бабушкиной швейной машинки), спокойно поставьте в ролики и идите кататься. Раскрутится как миленький. Вернувшись, вымойте и смажьте как обычно.
И не обращайте внимание на ужасный вид подшипника, ржавый сепаратор и прочие неэстетичности. Все это фигня. Трамвайные рельсы видели? Они могут быть какими угодно ржавыми на вид, но рабочая поверхность - сверху - у них всегда блестит. Точно также будут блестеть шарики и дорожки ваших "насквозь ржавых заклинивших" подшипников после первого же катания. Остальное не должно вас беспокоить - катайтесь на здоровье.
На самом деле не было еще таких подшипников, которые мне не удалось бы раскрутить руками при помощи терпения и смазки. Но потом их как в рукой не крути и как ни мой, все равно они крутятся будто набитые песком - видимо, образовавшиеся каверны и приставшие к рабочим поверхностям частички ржавчины дают о себе знать. Не надо ставить на них крест - лучше поставьте их в ролики и покатайтесь, а потом вымойте и смажьте - накат заметно улучшится.
- смазка в ступице колеса
Выбор подшипников
- АБЕК7 можно сделать и из пластмассы
- 40 000 оборотов
- предоставьте наступать на грабли другим
Что в подшипнике ржавеет, а что нет
В подшипнике не ржавеет бронза, нейлон, делрин и резина. И керамика. Остальное ржавеет. Поэтому если в вашем подшипники сепаратор пластиковый, а пыльники обрезиненные, то риск того, что его заклинит после контакта с водой гораздо ниже. Это надо помнить. Еще бывают подшипники с хитрым нержавеющим покрытием и обрезиненными пыльниками - такими были Powerslide Rustproof Bearings. Поэтому прочих равных имеет смысл выбирать подшипники, в которых материала, подверженного коррозии, поменьше.
- не все пыльники одинаково полезны
Затягиваю - фигово крутится. Откручиваются оси
- фиксатор резьбы
- упругая деформация, или 4мм может сорвать каждый дурак
- пластиковые втулки гы-гы-гы
Мытье и смазка
- жидкая или густая
- вязкость
- фэйри
- стиральный порошок
- ультразвук
- сушка спиртом после водных процедур
- раскатка - участь идиотов
- слой смазки на наружной стороне пыльника
Когда я был один, мыть и смазывать девушкам подшипники было прикольно. Я этим частенько занимался и мне очень нравилось. Когда женился - сам не знаю почему, но в какой-то момент эта процедура стала меня напрягать.
Первые приличные подшипники, что я ей купил, были Bones Reds. Они всем были хороши, но ходили на жидкой смазке, приходилось все время их мыть и заново смазывать. В то время смазывать Bones Reds консистентной смазкой казалось мне откровенным жлобством. В какой-то момент я сломался и раздобыл ей комплект Powerslide Rustproof Bearings (ныне не выпускаются). Они были на консистентной смазке, и вся поверхность подшипника была покрыта каким-то черным покрытием (явно не краской), и они не ржавели не внутри, ни снаружи. Она откатала на них целый сезон (впрочем, аккуратно, без дождей и почти без луж) и я их так и не собрался смазать. Потом я собрался с силами и вымыл, наконец, её Bones Reds. К тому времени я опустился до того, что смазал их консистентной смазкой.
Вообще Bones Reds мне очень нравились, пока я не перешел на Bones Super Six и керамику. Они достаточно неприхотливы и у них волшебные пыльники - они хоть и бесконтактные, но почему-то грязь внутрь не спешит. Может, их на заводе как-то заговаривают - не знаю.
Вот фото тех самых Bones Reds, вынутых вчера из ее роликов после двух месяцев умеренного катания (в основном по тротуару вдоль Непокоренных и пары недавних ПИНов):
Эти подшипники вообще-то долгожители. Она на них откатала всю беременность, в том числе и два месяца в Сосновом Бору - один-два визита на Липовскую прямую в неделю по 40-60 километров каждый. Мыл их бензином, стиральным порошком, Фэйри в ультразвуке (а потом сушил спиртом, чтобы не заржавели после воды) - короче, я стал для них настоящим доктором Менгеле. Неизменно превосходный результат.
Подробности в следующем номере.