Потому как редактировать темы, импортированные из старого форума нельзя, копирую и продолжаю начатый в прошлом году рассказ... когда-нибудь я его закончу.
Глава первая и главная: интерес к подшипникам как диагноз (aka "Синдром конечной остановки" по Паркинсону).
Самый насущные вопрос для роллера, откатавшего второй сезон - это вопрос о подшипниках. По крайней мере, так ему (ей) кажется.
Первое лето медленного ковыляния, падений и прочих неловкостей на волне начальной эйфории (ролики! новые друзья! ночные!) пролетает незаметно, приобретаешь те же умения, что и остальные и узнаешь, что можно толкаться реже и ехать наравне с остальными исключительно за счет подшипников и колес. И, главное, это гораздо легче, чем думать о технике. А еще легче - не кататься, а обсуждать методы мытья и смазки подшипников. Так что если вы откатали один-два сезона и живо интересуетесь этим текстом, возможно, вам стоит побольше кататься и поменьше сидеть на форумах.
То, что стоит в ваших первых роликах
Купили фитнес-ролики, немного покатались и слышите странные звуки? Это нормально. Подшипники - расходный материал, а те, что стоят у вас в роликах, и вовсе можно сразу выбрасывать - производитель наверняка поставил какое-нибудь фуфло. Это нормально, обижаться не надо. Хотя бывают и исключения: на твинкамы из Саломонов давних годов некоторые до сих пор молятся... но вообще это исключение.
Если есть настроение, можете сделать вид, что у вас в колесах нормальные подшипники и поиграть в доктора: вымыть их и смазать. Однако см. предыдущий абзац. А вообще бессмертный классик ясно сказал: если скрежет подшипников не заглушает музыку в вашем плеере, смазывать их не надо.
Подшипники и лужи/дождь/купание в водоемах в роликах по пьяни
Многие новички думают, что, кинув мокрые подшипники в бензин или уайт-спирит, они выиграют время. Типа подшипнички пока помокнут там, а как время свободное будут - я их почищу.
Через два дня подшипники из бензина вынимаем - а там половину уже намертво заклинило и всё в ржавчине. Почему. Бензин с водой не смешивается (сюрприз!) Вода, которая попала на сепаратор, шарики и кольца подшипников, там и остается. Вот подшипник и ржавеет.
Сопутствующая беда - если подшипники в бензин надолго положить, а потом еще и чистым бензином прополоскать, бензин вымоет из подшипников смазку, а песок останется и заклинит подшипник. Прокрутить его при последующем мытье будет проблематично (не невозможно, просто больше времени уйдет).
Как надо:
- С подшипников один пыльник снимаем раз и навсегда. Будете ставить обратно в колесо - поставите пустой стороной внутрь, а оставшимся пыльником наружу.
Кто не верит, может посмотреть на любые гоночные подшипники для роликов. Там, как правило, один пыльник уже снят, а сепаратор часто имеет такую высоту, что второй пыльник и не поставишь - не влезет.
Мокрые подшипники:
- вынули из колес, щедро пшикнули внутрь (пыльник-то один убран!) WD-40, "жидкий ключ", TF-2 (покупается в любом авто- или веломагазине), потом уже сложили куда там вы кладете грязные подшипники.
ИЛИ:
- вынули из колес, кинули в бензин, энергично поболтали бутылку (чем дольше, тем лучше), грязь эту слили, налили новый бензин.
Теперь у ваших подшипников намного больше шансов не заржаветь, дожидаясь, когда у вас дойдут руки до их чистки.
ИЛИ:
- оставили как есть! Подшипники - расходный материал! Все равно им рано или поздно придет конец! Кроме того - рельсы всегда блестят! Какими бы ржавыми они ни были, верхняя (рабочая) поверхность всегда блестит - если, конечно, по ней бегают колесики трамваев. Так и дорожки в подшипниках будут блестеть, пока вы катаетесь на роликах. А что люфт увеличится - не грузитесь - на вашу жизнь хватит! Такие же 608 подшипники стоят во многих велосипедных втулках - обычно два или три подшипника на втулку. А у вас - 16! На них слона можно перевезти из Африки в Петербург - были бы колеса (pun intended).
Кстати: рецепт лечения заклина от Мишки-Шишки: надо зайти в лужу поглубже, чтобы в подшипники попало побольше воды, а потом покататься. Рецепт отлично работает. Вода - та же смазка, и она, в отличие от густой смазки, очень даже жидкая и быстро проникает. Главное - стронуть подклинивший подшипник. А дальше при вращении он сам смажется оставшейся в нем консистентной смазкой (при попадании вовнутрь воды она никуда не делась - ее там хватит на весь срок службы подшипника). Эстеты могут потом вымыть и смазать подшипники, чтобы избавиться от ржавчины и песка, и убедиться, что шарики таки блестят.
На самом деле не было еще таких подшипников, которые нельзя было бы раскрутить руками при помощи терпения и добавления жидкой смазки/пшикания WD-40. Но потом их как в рукой не крути и как ни мой, все равно они крутятся будто набитые песком - видимо, образовавшиеся каверны и приставшие к рабочим поверхностям частички ржавчины дают о себе знать. Не надо ставить на них крест - поставьте их в ролики и покатайтесь, а потом вымойте и смажьте - накат заметно улучшится.
А можно мытьем и не заморачиваться, кстати, а перечитать первую главу.
Для тех, кто любит в ливневые дожди: смазка в ступице колеса.
Рецепт от Пана (проверен и подтвержден нами обоими)
"Снимаете колеса, выковыриваете подшипы, открываете их с одной стороны (всё как написано), чистите. Дальше отличия. Устанавиливаете только один подшипник и втулку. И ВСЁ пространство между втулкой, ступицей и подшипником заполняете ШРУСовой смазкой. Далее устанавливаете второй подшипник, открытой стороной внутрь. Всё. Можно ездить по ботинки в воде и забыть про чистку подшипников до полного истирания колёс".
Выбор подшипников. "Какой ABEC купить".
ABEC -- это стандарт, регламентирующий точность зазоров в подшипнике. Накат у роликов не очень связан с точностью изготовления подшипника. Можно сделать подшипник из золота с абеком 9 - и это будет честный девятый абек. Только наката не будет. Золото - мягкий металл.
Фишка подшипников для роликов в чем угодно, но только не в малых зазорах, так что забудьте об "абеке". Мои самые дорогие подшипники стоят около $200 (в России они почему-то стоят 8 или 12 т.р. - надо позвонить в бордшоп и уточнить). Люфты в них жуткие. Но поставьте их, троньтесь вниз с моста - никто вас накатом не догонит, даже если будет в два раза тяжелее. Опять же, если взять плохие подшипники, заправить их абразивной пастой и добиться люфта, как в Bones Ceramics, они быстрее не станут. Сталь дорожек не та, шарики не такие.
Не зацикливайтесь на ABEC'е, покупая подшипники. Этот параметр очень мало к нам относится. Ориентируйтесь на отзывы роллеров, а не на цифры. В интернете всегда можно поискать - роллерских форумов в мире очень много.
Диаметр колеса тоже много значит. Когда роликобежцы перешли с 5*80 на 5*84, это была, считай новая эпоха в спорте. Разница очень была видна. Может, имеет смысл не подшипники новые покупать, а прикинуть, не влезут ли в ролики 84мм вместо родных 80мм. И смазать подшипники жидкой смазкой.
остальное попозже